- Вероотступничество
- уклонения от христианской веры выражаются в формах суеверия, холодности и равнодушия к вере (индифферентизма), сомнения (или скептицизма), богоотступничества и неверия (или атеизма). Вера христианина должна быть разумная, т. е. она должна иметь достаточное основание. Она может быть выше разума, но она не должна быть в противоречии с разумом. В противном случае, когда человек, по выражению апостола, осуетился в помышлениях своих и объюродел (Иоан. 6, 28, 29), вера становится суеверием, т. е. тщетною, неразумною верою. Суеверие возникает тогда, когда или обыкновенным земным вещам усвояют такие силы и ожидают от них таких действий, какие можно усвоить и каких можно ожидать только от Бога, или же Богу усвояют и ожидают от Него того, чего не следует ожидать и что унижает имя Божие. Первый род суеверия выражается в следующих видах: а) идолопоклонства, когда человек, по выражению апостола, изменяет славу нетленного Бога в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад (Римл. 1, 25), б) гаданья или ворожбы, когда вместо того, чтобы предоставить себя и свою жизнь божественному провидению, пытаются проникнуть в сокрытое от человека будущее, чтобы, сообразно открытию, располагать свои дела, г) волшебства или магии, когда призывают к тому на помощь злого духа, д) веры в привидения и спиритизм, когда думают, что умершие и вообще какие-то таинственные силы могут по желанию человека являться и вступать в общение с ним или же независимо от его воли бесцельно тревожить его, быть каким-то пугалищем для него. Все эти виды суеверия оказывают очень вредное влияние на нравственную жизнь, беспорядочно смешивая высокие истины и правила христианской жизни с вымыслами и постановлениями человеческими и нередко вызывая религиозную ненависть и фанатизм. Вероотступничество в собственном смысле есть особый вид неверия; именно, такое неверие, которому предшествовала вера и, может быть, даже искренняя и живая; но она не оказалась постоянною и неизменною. Вместе с тем возможно и такое неверие, которое всегда было чуждо веры или которому предшествовал лишь индифферентизм или скептицизм. Следовательно, богоотступничество есть измена вере. Для примера можно указать на Юлиана Богоотступника и на тех христиан, которые во времена гонений отрекались от Христа из страха ли мучений, или ради мирских выгод. Но бывают примеры отступления от веры и в мирные времена. Тяжесть этого греха изображает апостол Павел, когда говорит в послании к евреям: "невозможно просвещенных единою, и вкусивших дара небесного, и причастников бывших Духа святого, и доброго вкусивших Божия глагола, и силы грядущего века, и отпавших, паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе, и обличающих" (т. е. посмеивающихся над Ним) (Гл. 6, 4 - 6). Тот же апостол предостерегает от греха богоотступления, когда говорит: "бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, укрепляйтеся" (1 Кор. 16, 13). "Буди верен до смерти, и дам ти венец жизни", говорит Сам Господь в книге Апокалипсис (Гл. 2, 10).
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.